Вокзал Саратова: от башен до стеклянного монолита
Так же, как театр, который, как известно, начинается с вешалки, любой город начинается с вокзала. Именно это место принимает гостей и является визитной карточкой города. Это относится и к саратовскому железнодорожному вокзалу.
Старинное здание ж/д вокзала в Саратове было возведено в 1871 году, сразу после того, как завершили прокладывать ветку Тамбовско-Саратовской железнодорожного полотна. Кстати, необходимость в наличии здания вокзала была обусловлена еще и тем, что основанная в 1808 году саратовская Театральная площадь привлекала в город многочисленных купцов и ремесленников, которые везли продавать свои товары.
Довольно большой по тем временам вокзал в Саратове, возведенный из камня, довольно быстро перестал успешно справляться с быстрорастущим числом пассажиров. Именно поэтому уже в 1899 году он претерпел реконструкцию и помещения здания были увеличены. Проектом реконструкции занимался зодчий П. Зыбин. Именно он решил дополнить фасад здания двумя пристройками, украсив их башенками. Тогда же появились в здании железнодорожного вокзала кассы, комнаты ожидания и ресторан, в котором по вечерам играла живая музыка.
Простояв довольно длительное время в столь красивом облике, обновленный вокзал Саратова также перестал справляться с количеством пассажиров. И следующую реконструкцию здание претерпело в 1977 году. Однако на этот раз, изменения оказались в худшую сторону. Новая плановая реконструкция была задумана, в первую очередь для реорганизации помещений здания. А оказалась утратой одного из красивейших и странных памятников зодчества. Но по сути, это было неизбежно, ведь 1977 год входил в период масштабной экономии на любом строительстве. Тогда-то и заменили великолепные, изысканные небольшие башенки, шатрового типа и красивейший величественный фасад строения на обычный стеклянно-бетонный монолит. Только со стороны перрона вокзал в Саратове частично сохранил первоначальный облик.
На сегодняшний день, вокзал Саратова вмещает 3200 человек, при ежедневном пассажиропотоке в 4000 человек. Основной архитектурной изюминкой строения считается встроенный пешеходный тоннель, цель которого - обеспечить переход пассажиров к поездам, а также в завокзальную часть Саратова и к зданию автовокзала.
С вокзала отходят поездка по многим направлениям в центральные и южные города страны, а также Азию, Украину, Германию и Болгарию.
В текущем, 2018 году должна была начаться очередная реконструкция вокзала. Об этом еще в начале года заявляли городские власти и руководство Приволжской ж/д. Однако работы так и не были начаты. На пленарном заседании в октябре этого года, господин Радаев заявил, что к реконструкции приступят в 2019 году, но при этом, изменения претерпит не только здание вокзала, но и прилегающая территория.
Где находится: г. Саратов, Привокзальная площадь, 1.
Как добраться: автобус № 246, 247, 284 (Все буквы) троллейбус № 10, маршрутка № 48, 55а, 64, 76, 67, 75.